Steptmn.ru

Степ ТМН
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Декупаж табуретки своими руками

Декупаж табуретки своими руками

Декупаж табуретки может придать ей вторую жизнь, сделать устаревший предмет вновь востребованным. Дизайн стула может быть разным. Все зависит от фантазии мастера.

Декупаж табуретки

У каждого в доме есть старая, но еще крепкая мебель, которую просто жалко выбрасывать. Найти выход из ситуации поможет творческий подход, и тогда даже обыкновенные кухонные табуретки станут неотъемлемым предметом интерьера.

Натюрморт из предметов

Рисование – дело тонкое, требующее внимательности и терпения, потому, если вы осилили предыдущие уроки и готовы снова приступить к работе, тогда милости просим: начинаем трудиться над воплощением натюрморта с произвольными предметами на плоскости листа.

Что для этого понадобится? Да, впрочем, всё, что вашей душеньке угодно и на что раскошелится ваша фантазия: начиная от банальных чашечек с чайничками и заканчивая совершенно небанальным оружием (надеюсь, у вас есть на него разрешение?)

То есть, если обобщить, то для натюрморта подойдет абсолютно все, что есть у вас под рукой. Но, не стоит брать для начала предметы с чрезмерно заковыристой формой – сразу отставьте в сторону раритетные турецкие сервизы с неравномерными изгибами. Нет, если вам хочется его нарисовать – то помните, что рисование карандашом требует терпения, а значит, отставьте эту идею на потом, когда она послужит вам еще одной ступенькой для совершенствования.

Первый этап

Натюрморт из предметов

С чего начать, чтобы нарисовать натюрморт из простых предметов? Итак, после долгих и мучительных раздумий, желанные предметы выбраны и сделана маленькая композиция, планшет, ластик и карандашик средней мягкости уже под рукой, а хорошее, бодрое настроение подталкивает вас к действию…

Надеюсь, вы ознакомились с такими темами, как освещение для натюрморта и композиция рисунка? Если же нет – не страшно, вы можете сделать это прямо сейчас, мы подождем. А если пробелы в понимании заполнены, то включаем один из важнейших рабочих инструментов художника – глазомер, и берем на вооружение толику терпения.

Прежде чем переносить наш натюрморт на планшет или бумагу, нужно найти тот угол обзора нашей композиции, который покажет ее в эстетически более выгодном свете.

Да, безусловно, вам придется покрутиться возле композиции, чтоб оценить ее вид со всех ракурсов. Если, обежав ее со всех сторон, посмотрев на нее со всех углов, вы понимаете, что вам это не нравится, очевидно что-то в композиции натюрморта мешает гармонии. Значит, присмотритесь внимательней и подправьте, наклоните, поверните – ну, на крайний случай, уберите мешающий предмет.

Лучше всего брать от двух до пяти предметов и уже ими манипулировать. Но, повторюсь, не стоит брать то, что имеет слишком уж изгибисто-заковыристую форму. Осмотрели? Поправили? Чудненько. Приступаем к настоящей «грязной» работе.

натюрморт в темноте

Давайте перенесем нашу композицию на плоскость бумаги (или планшета) с учетом отступов по бокам (как сверху-снизу, так и слева-справа). Размеры композиции определяются с помощью глазомера.

Ну вот мы и нашли общие размеры нашей композиции на листе, теперь разделим ее на размеры отдельных предметов. Да-да, именно так, нам нужно разделить место, выделенное для всей композиции, на места для предметов, из которых она состоит. Здесь снова-таки работает наш неутомимый глазомер.

Чтобы передать точность и правдоподобность внешнего вида определенного предмета, нужно определить его форму, то есть сам его принцип действия. Но, важно также помнить и о законах, которые нам рассказывает линейная перспектива.

Ну, вот к примеру, если бы мы захотели взять в качестве одного из предметов композиции свою любимую, зачитанную до дыр книгу, то стоит обратить внимание и на то, что она лежит на столе, то есть на предметной плоскости. В связи с этим она удаляется в перспективу и, соответственно, несколько видоизменяет свою форму. В любом случае, при рисовании предметов натюрморта нужно ощущать то, что каждый элемент композиции расположен на предметной плоскости, а не зависает где-нибудь в воздухе.

красивый натюрморт

Наметили композицию на вашем листе? Тогда, можем создавать пространство для вашего натюрморта. Собственно говоря, мы уже его создали, осталось только усовершенствовать его с помощью игры светотени и здесь штрих нам в помощь.

Для начала нам нужно еще раз новеньким взглядом окинуть нашу композицию и четко подметить, с какой стороны и как именно ложится свет.

Рассмотрели? Вот теперь тяжко выдохнули накопившееся волнение и взяли остро заструганный карандашик — приступаем к штриховке всего, что прячется в тени или полутени, фиксируем таким образом все падающие тени. Иными словами, отделяем зону света и тени (звучит как-то… глобально, претенциозно и грандиозно, нет? Свет и тень – извечное противостояние сил добра и зла… но, вернемся к нашим баранам, к нашей штриховке). Для этого нам нужно легко налаживать штрихи в легкой тональности.

В случае, если у вас не выходят длинные штрихи, то можно заменить их короткими – рисуйте их в разные стороны, но желательно либо параллельно, либо группами. Не давите сильно на карандашик (силу вашего надавливания может показать штриховка – то, на сколько жирной она выглядит).

Второй этап

С первым этапом, можно сказать более легким этапом, вы справились, с чем вас и поздравляю – хоть и маленький, но все же успех. Следующий этап дает возможность вникнуть в сам процесс работы над натюрмортом – растолковывает и вникает в суть хода работы, объясняет, как же все-таки сделать так, чтобы все взаимодействовало, и процесс рисования становился очевидным и предопределенным.

натюрморт с отражением

На самом деле, это все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Это – как принцип домино, помните? Стоит задеть нечто одно, как изменяется и все остальное. Так и здесь: стоит только задеть какой-то один элемент, как за ним сдвинется и следующий.

Читайте так же:
Как обшить табуретку тканью

Давайте глянем на нашу предметную плоскость (напоминаю: это то, на чем лежит наша композиция – стол, стул, табуретка, полочка, подоконник, пол, потолок (и такое бывает)… в общем, вы поняли) – она находится в горизонтальном положении, а ее грани удаляются в перспективе.

Мы помним, что при удалении свет становится более слабым, гаснет, теперь же давайте попробуем применить это на практике, а именно – еще раз присмотримся к предметной плоскости (возьмем к примеру, самое простое – стол). Давайте мысленно разделим его на две части – более близкую и более отдаленную — и заштрихуем ту, что уходит в пространство. Таким образом, мы покажем, что эта часть плавно скрывается в тени.

Ну как? Вышло? Ура, товарищи: вам удалось показать то, что плоскость именно горизонтальная.

Сейчас важно задействовать логику – да-да, мы же не хотим, чтобы наше рисование сводилось всего лишь к слепому копированию, верно? Тогда давайте подумаем. Дальнейшая сторона нашего стола, которая темнее только за счет отдаления, по сути, ну никак не может быть равна по тональности вертикальной стене, которая в свою очередь, прячется в полутени. Из этого следует, что стена будет темнее, чем стол и, чтобы это показать, нужно проложить штрих по стене, но в противоположную сторону уже лежащему (то есть, под противоположенным углом). Есть? Замечаете, как изменился имеющийся рисунок? Чудненько.

Смотрим дальше – причем смотрим и просчитываем, дорогие Шерлоки Холмсы. Давайте посмотрим на изломы нашей горизонтальной плоскости и сравним их с тоном стены. Изломы расположены в тени – полностью в тени, в отличие от стенки, которая, соответственно, прячется всего лишь в полутени. Тень не может быть светлее полутени, следовательно, нужно проложить парочку слоев штриховки на изломы стола. Есть? Идем дальше.

натюрморт из предметов

Еще раз осматриваем рисунок и акцентируем свое внимание на дальней стороне нашего стола. Выходит, что его тональность равна тональности теней предметов, которые на нем расположены. Разве так должно быть? Отнюдь. Посему, отделяем их, рисуя еще один слой штриховки по всем теням, полутеням и падающим предметам. Теперь все выглядит более гармонично – тени предметов темнее тени самой предметной плоскости.

Но снова что-то не так, ведь теперь тональность теней предметов соответствует тональности стены – а этого не может быть, ведь, по сути, эти тени, как и сами предметы ближе к нам, а значит, активнее. Следовательно, рисуем еще один слой штриховки по всем теням предметов – и не важно какие, хоть собственные, хоть падающие, а хоть тебе даже и полутени. Вот.

Теперь выходит все правильно: тени на столе темнее стены. Ну что, вырисовывается пространство на бумаге? Уже можно определить, где передний план, а где задний? Если так, то вы просто молодцы.

Но! Не расслабляемся, продолжаем трудиться. Теперь обратите внимание на тени предметов.

натюрморт из фигур

Ну как, улавливаете суть действия этих умозаключений? Знаете, какой вопрос возникнет следующим? Правильно: а почему же тогда собственные тени ничем не отличаются от падающих теней?

Накладываем штриховку еще и на падающие тени. Следом за тем, осматриваем тень самой предметной плоскости (нашего стола): она наиболее активная, то есть ближе всего к нам расположена, тогда почему же по тону она гораздо светлее теней предметов? Нет, так дело не пойдет. Затемняем и акцентируем нужные изломы, углы и тени с помощью уже знакомого нам слоя штриховки.

окончательный рисунок

Ну вот. Пора приступать к финалу – к окончанию нашего натюрморта из предметов. Думаете, что это так просто, мол, хлопнул в ладоши, отбросил карандашик, глянул на рисунок и пошел чаёк на кухню пить? Для успешного завершения нашего рисунка нужно учитывать парочку закономерностей.

Активнее будет то, что ближе к нам находится. Так что, внимательно изучите свое творение и попробуйте доработать выделение, ну, скажем, теней падающих.

Далее, мы отлично помним, что при удалении свет гаснет, становится темным, а вот тень в той же ситуации теряет свою активность, то есть, тоже выглядит бледней.

Еще раз осмотрите все предметы вашей композиции и определите их конструктивную основу, базовые признаки геометрических фигур: ну вот, например, яблоко – это шар, стакан – цилиндр.

А теперь объем фигуры выписываем с помощью штриха, причем нужно не забывать о том, как именно ложится светотень на ту или иную фигуру. Свет, тень, полутень, всякие блики и рефлексы – все вырисовывается с помощью именно светотени.

Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени – зависаем и пытаемся понять это правило. Тени распределяются по мере отдаления от света, вернее от источника света – это правило неукоснительно действует как для общей картинки, так и для каждого элемента на рисунке в отдельности.

Если все предыдущие уроки, немножко подумав, успешно уложились у вас в голове, то окончательный рисунок — натюрморт у вас должен выйти весьма неплохой (см. рисунок справа).

натюрморт из предметов

Ну а если не вышло – не расстраивайтесь, будьте упрямы. Вы можете вернуться на предыдущие уроки (как рисовать натюрморт из фигур) –ничего страшного в этом нет, ваш натюрморт абсолютно никуда не сбежит.

Лучше выполнять рисунок одним карандашом – это очень полезно для вас, ведь тогда вы учитесь осознавать, на что способен этот карандашик, а затем, при случае, уже знаете, чем и как он может вам пригодиться в рисунке.

Читайте так же:
Как отремонтировать табуретки с железными ножками

Тональный натюрморт

А теперь о тональном натюрморте. В нем некоторые законы и правила рисунка попросту не учитываются. Здесь, к примеру, имеет очень большое значение выделение материала, из которого сделан тот или иной предмет. Любая вещь, вроде бликов и рефлексов является важной для тонального натюрморта.

Если, к примеру, ваш пистолет из металла – то нужно вырисовывать так, чтобы было видно, что это именно металл, а если ваша конфета завернута в фольгу – то и это должно быть видно.

Тональный натюрморт

Любой материал, будь то дерево, пластик, фарфор или глянец должен узнаваться на вашем рисунке. Вы можете сказать, что и в обычном натюрморте это играет важную роль, но в тональном – это приобретает эффект документализации.

Также тональный натюрморт очень трепетно относится к основе самой композиции. То есть, по сути, тонально могут выделяться не все предметы, а лишь те, которые являются смыслом всей композиции, ее суть, ее рассказ.

Обычно это всего один предмет, но бывает и два, и три. Но, по-моему, если делать тональный рисунок, то лучше пусть это будет портрет – и пользы больше, и труда не жалко.

Сооружение ножек

Когда у табурета сломались ножки либо одна из них, необходимо изготовить новые. Для этого выбираются доски для ножек и царг. На поверхности досок не должно быть трещин, сколов, сучков. После этого по шаблону вырезаются заготовки. Понадобится всего 4 ножки и 2 царги, чтобы выполнить соединение. Это сделает конструкцию более прочной и жесткой.

Стандартная высота табурета обычно составляет 45 см, размеры сиденья должны быть в пределах 35*35 см.

Схема соединения ножек с сиденьем стула

Рисунок 1. Схема соединения ножек с сиденьем стула.

Но строгих ограничений нет, если есть необходимость, то высота меняется, как и размеры сиденья. Форма ножек может быть различной, в данном случае используется изогнутая. После разметки все элементы требуется обработать фрезером и наждачной бумагой, чтобы поверхность стала гладкой.

Далее необходимо начать сборку ножек, т.е. основы для табуретки. Для этого достаточно склеить 2 конструкции, каждая из которых включает в себя 2 ножки и по одной царге. У нижней части пропил в царге должен смотреть вверх, у верхней — вниз. Соединяются конструкции при помощи столярного клея и системы шип-паз. Для этого перед сборкой вырезают паз и шип на сторонах, которые будут прилегать друг к другу. Во время этой работы постоянно надо сверять размеры, чтобы шип плотно и до конца входил в паз. Для дополнительного крепления можно использовать и саморезы, как показано на рис. 1.

Если выполняется обычный ремонт табуретки, у которой сломались ножки, порядок действий может быть другой. Если крестовина целая, то нет необходимости ее заменять. Сначала промазываются поверхности клеем, после чего плотно соединяются. От того, насколько точно выполнена подгонка, зависит и то, насколько табуретка будет устойчива после окончательной сборки.

этапы выполнения и примеры конструкций

Самостоятельно изготовленная мебель не только привносит неповторимый колорит в интерьер помещения, но и служит предметом гордости. Изготовление различных элементов гарнитура позволяет проявить творческую фантазию и при этом создать уникальные предметы, подходящие к дизайну помещения. Одним из простых, но нужных предметов, который легко выполнить является табурет. Своими руками его изготовить совсем несложно и при этом материально не затратно.

В качестве смягчителя используются ватин, войлок, синтепон, располагающиеся под верхней обшивкой. Если сиденье жёсткое, то дополнительно оно может покрываться лаком или морилкой, а также жидким пластиком.

Ножки, называемые по-другому стойки, чаще всего выполняются из того же материала, что и сиденье, но это необязательно. Их предназначение — создать опору. В конструкции может использоваться одна, три или четыре ножки. Вместо ножек, возможно применение рам. Для создания прочного изделия, стойкого к опрокидыванию, применяются царги и проножки. При этом царги крепятся одновременно к сиденью и ножкам, укрепляя их соединение. Проножки, скрепляя между собой стойки табурета, увеличивают устойчивость изделия в целом.

Виды изделия

Кроме различного материала, применяющегося при изготовлении изделия, табуретки отличаются формами, высотой и предназначением. Они могут выполняться как раскладными, так и нет, быть самостоятельным изделием или входить в состав многофункционального предмета интерьера, например, стремянки или кровати. Табуреты различаются по следующим типам:

  1. Кухонный табурет. Изделие, предназначенное для работ на кухне, часто используется как подставка или подспорье, при доставании предметов с верхних полок.
  2. Туристический. Выполняется складного вида из лёгких материалов, чаще алюминия. Кроме, лёгкого веса, требует прочной основы и стойкости к атмосферному воздействию.
  3. Барный. Располагается перед барной стойкой, имеет мягкое сиденье. Обладает высокими ножками и комплектуется дополнительными перекладинами для установки ног при сидении.
  4. Музыкальный. Производится низкой конструкции и чаще всего с одной ножкой. Само сиденье выполняется жёстким и крутящимся с возможностью подстройки по высоте.

Необходимые инструменты

Самый простой табурет, который можно изготовить в домашних условиях, будет из древесины. Хотя конструкция и не предполагает использование дефицитных материалов и специфического инструмента, совсем без его помощи обойтись нельзя. Для изготовления деревянной табуретки может понадобятся:

  1. Электролобзик или пилка.
  2. Дрель.
  3. Шуруповёрт или отвёртки.
  4. Угольник.
  5. Зенковочное сверло.
  6. Стамеска.
  7. Наждачная бумага и напильник. Лучше, вместо напильника, применить угловую шлифовальную машинку с зачистными дисками по дереву.
  8. Молоток.
  9. Столярный или монтажный клей.
  10. Шурупы или саморезы.

При использовании обивочного материала понадобится строительный степлер с широкими скобами или гвоздики с плоскими шляпками

Этапы изготовления

Перед тем как сделать табуретку из дерева своими руками, понадобится составить план действий. Этот план поможет создать действительно качественное изделие. В первую очередь составляется план-чертёж. На нём потребуется попробовать изобразить эскиз готового изделия. Это поможет в дальнейшем собрать правильно всю конструкцию.

После того как примерный эскиз табурета нарисован, делается деталировка. Это важный и ответственный момент. Деталировка подразумевает изображение каждого элемента отдельно с указанием всех нужных размеров. Все размеры для удобства наносятся в миллиметрах.

Во время разработки чертежей ошибки часто совершаются из-за невнимательности, поэтому следует быть предельно собранным, а лучше несколько раз перепроверить размеры.

По изображённому чертежу осуществляется изготовление частей табурета, зачистка и подгонка его составляющих. Затем, все элементы соединяются между собой, проводится дополнительная зачистка и шлифовка. На последнем этапе осуществляется декорирование, покрытие защитными составами. В случае необходимости обивка мягкими материалами. Таким образом, выделяют следующие этапы:

  • эскиз изделия;
  • деталировка;
  • изготовление элементов конструкции;
  • сборка;
  • финишная отделка.

Процесс изготовления следует проводить ответственно на каждом этапе. Важно подготовить и место работы. Существуют некоторые рекомендации при работе с деревом. Для установки ножек выполняются пазы, которые обеспечат устойчивость табурета, при этом самым надёжным видом крепления считается паз-щит с посадкой на клей.

Чтобы сиденье не выскальзывало с основания табурета, а также для надёжного его крепления, в проножках сверлятся углубления, и вбиваются деревянные бочонки, которые называются шкантами.

Если нет возможности крепить с помощью шкантов, то используют гвозди или саморезы. При этом к проножкам прикрепляются дополнительные дощечки, добавляющие устойчивость, или используются уголки.

Сначала зачистка выполняется с помощью наждачки крупного размера, а заканчивается шлифовкой нулевым размером. При этом операции по зачистке лучше проводить руками, не прибегая к использованию приспособлений.

Покрытие защитным материалом, краской, лаком, морилкой, проводят в несколько слоёв. При использовании краски предварительно применяют грунт. Если при изготовлении произошли сколы или повреждена поверхность дерева, в местах, не подвергающихся нагрузке, для улучшения декоративного вида используется шпаклёвка по дереву. Замазку можно приобрести в магазине или выполнить самостоятельно из мела и клея ПВА с добавлением мелких опилок.

Примеры конструкций

Существуют различные формы и размеры табуретов, выполненных из дерева. Минимум деталей понадобится для изготовления классического вида конструкции. Изготовив табурет самостоятельно, наверняка захочется сделать и более сложное устройство, например, шкаф, кровать, кухонные ящики и тому подобные мебельные изделия.

Прямоугольная табуретка для кухни

При выборе материала следует обратить внимание на древесину хвойных пород. В качестве ножек используется брус размером 45х45 мм высотой до 20 мм. Для царги и распорок применяют брус с соответствующими размерами 290х60х20 мм и 290х20х20 мм. Сиденье проще изготовить из доски толщиной 60–80 мм и размерами сторон 350х350 мм.​

На первом этапе готовится материал, и отпиливаются ножки требуемого размера. Они должны быть с идеально ровными срезами и равными по высоте. Следующий этап заключается в нанесении разметки для изготовления пазов. Сами они делаются с помощью стамески или фрезера.

Далее, подготавливаются царги и проножки. Для этого вырезаются шипы с размерами на один миллиметр меньше, чем пазы в ножках. Сборка происходит скреплением элементов между собой с предварительно промазанных клеем шипов деталей. После получения единой конструкции все соединения закрепляются саморезами и дожидаются полного высыхания клея. Если пазы и шипы сделать не представляется возможным, то можно использовать внутренние металлические уголки. Их размер должен быть уже, чем используемые бруса. Толщина выполняется не более одного миллиметра.

Для установки предварительно вырезанного сиденья по всему периметру с внутренней стороны наносится клей. Сиденье выравнивается на основании и прижимается. По углам, проходя насквозь сиденье, просверливаются отверстия с диаметром равным размеру шканта, глубиной меньше его длины на пять миллиметров. Отверстие заполняют клеем, и вбивается шкант. Выступающая часть шканта срезается, а место среза обрабатывается до гладкого состояния.

Последний этап в производстве табурета своими руками — зашкуривание и покраска. Берётся краска или морилка для дерева, и при помощи кисти окрашиваются все места. После просушки изделие опять обрабатывается мелкой шкуркой и наносится второй слой. Опять зашкуривается и покрывается лаком.

Складной вариант

Такого вида конструкция выполняется сложнее, чем несборный вид, но если всё делать аккуратно, то и проблем возникнуть не должно. Для конструирования понадобится:

  • четыре бруса с размером 470×40 мм;
  • четыре перекладины размером 320×40 мм;
  • четыре бруска для сиденья, два размером 350×90 мм и два 350×60 мм;
  • проножки две штуки размером 320×40 мм.

Толщина всех элементов выбирается равная 20 миллиметрам. Для крепления понадобится шесть болтов длиной 40 мм и 12 саморезов с длиной 45 мм. Бруски с размером 470×40 мм соединяются между собой болтами на расстоянии 260 мм от края таким образом, чтоб их шляпки оказались утопленными в основание бруса. Предварительно для этого высверливается углубление с длиной больше на два миллиметра, чем размер шляпки болта и гайки.

Через подготовленные отверстия соединяются внешние и внутренние перекладины размером 320×40×20 мм к наружным и внешним частям опоры конструкции. Это крепление и позволит создать подвижное соединение. К зафиксированным перекладинам, используя саморезы, прикрепляются элементы сиденья. Начинают с двух крайних брусков 350×90 мм. При этом учитывается, что наружные бруски фиксируются поочерёдно с внешней и внутренней перекладиной и выступают по отношению к ним на 20 мм.

Для усиления на расстоянии 100 мм снизу крепятся проножки. Затем фиксируются два внутренних бруска 350×60 мм аналогично предыдущим. Расстояние между крайним и внутренним брусом 15–20 мм. Высота табурета получается не менее 450 мм от пола.

Декорирование изделия

Окончательным этапом, который поможет сгладить шероховатости при изготовлении, является финишная отделка изделия. Это может быть как декупаж отдельных элементов табурета, так и выжигание узоров, окраска разными цветами через трафарет, наклейка филёнки.

Делая сиденье мягким, его обтягивают куском материи с любым узором и расцветкой, достаточной плотности, способное выдерживать трение. Требуемый кусок материи вырезается с запасом. Например, для стульчака размером 350х350х20 мм понадобится сложить все оборачиваемые площади. Получится одна площадь равная 0,35*0,35=0,12 м2 и четыре равные 0,35*0,05=0,02 м2. Общая площадь матери составит 0,12+(0,02*4)=0,2 м2. Число 0,05 берётся исходя из толщины сиденья 20 мм, также добавляется длина материи на заворот к внутренней поверхности с учётом толщины смягчителя.

История [ править | править код ]

XVI век [ править | править код ]

Тверской герб — один из древнейших в российской геральдике. В XVI веке в Русском государстве территориальные эмблемы изображались в основном на печатях, скреплявших международные акты, и впервые изображение эмблемы Тверской земли фиксируется на государственной печати Ивана IV. В литературе эмблемы на печати Ивана Грозного принято называть гербами городов, хотя надписи вокруг эмблемы свидетельствуют, что изображены печати, и не городов, а земель, областей, княжеств, царств. Также эмблемы на печати показывают отсутствие стабильности и несоответствие подписей действительной печати или эмблеме, впоследствии считавшейся гербом. Надпись «печать великого княжества Смоленского» идёт вокруг изображения трона с лежащей на нем шапкой (то есть позднейшего тверского герба); на тверской печати изображён зверь (вероятно, медведь) и надпись «печать великого княжества Тверского». А. Б. Лакиер предполагал, что это произошло либо «по общепринятому для всех бывших великих княжеств символу», либо просто по ошибке мастера, потому что великому княжеству Тверскому на большой печати в свою очередь присвоена эмблема ярославского герба — медведь [6] . Н. А. Соболева отмечала, что говорить о перепутанности в данном случае не корректно, так как не известно более ранних источников [7] . Истоки и смысл эмблем на печати не вполне ясны, однако с большой вероятностью можно сказать, что они создавались в окружении Ивана IV специально для большой печати, может быть, с использованием образов из христианской литературы и местных легенд [8] . Корона на престоле — это редкий сюжет, связанный с ранним христианским искусством. Его можно интерпретировать, как символическое изображение Христа Вседержителя [9] .

XVII век [ править | править код ]

В первой половине XVII в. тип тверской эмблемы, впоследствии становящийся устойчивым, сформировывается окончательно. В первой половине XVII века эмблемы земель перемещаются с печатей на предметы дворцового быта, и тверская эмблема изображена на покровце, покрывающей трон царя Михаила Фёдоровича [10] . Изображение представляет собой стул без спинки, на нём корона, надпись — «печать тферская». Здесь впервые изображение короны на престоле прочно соотносится с Тверской землёй [11] . Известно гербовое знамя царя Алексея Михайловича 1668 года, которое украшено эмблемами российских земель. На кайме у древка, в клеймах, написана красками тверская эмблема [12] [8] .

В 1672 году был составлен «Царский титулярник» — рукописная книга, в которой изображены 33 герба царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул. По-видимому, лишь условно их можно отнести к гербам; скорее, это рисунки эмблем, ибо в них отсутствуют стилизация, присущая гербу, определённая геральдическая ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма и т. д. Эмблемы Титулярника почти без изменений используются в создаваемых затем городских гербах [8] . Тверская эмблема описана как «стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: «Тверъский»». Писали тверской герб золотописцы Оружейной Палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев [13] .

Тверской герб, наряду с гербами других титульных земель, появляется ещё на нескольких источниках последней четверти XVII века, например, на золотой тарелке царя Алексея Михайловича, датируемой 1675 годом, на которой изображены земельные гербы Российского царства. На тарелке изображён трон, сверху на спинке корона, надпись — «Печать тверъская» [14] . В дневнике австрийского дипломата И. Г. Корба помещён рисунок государственной печати России. На нем изображён коронованный двуглавый орел и около трёх десятков земельных эмблем. Тверская эмблема та же, что и в Титулярнике, надпись — «Tweria». Также в Архиве московской Оружейной палаты сохранились описания прапоров XVII века с некоторыми земельными эмблемами, в том числе тверской — «престол с коруною, на коруне крест» [11] .

Возможно, что закрепление за Тверью эмблемы с изображением шапки Мономаха и престола связано с именем Дмитрия Ивановича, внука Ивана III. С одной стороны, после падения Твери в 1485 году отец Дмитрия Ивановича, Иван Иванович Молодой, был пожалован Тверским великим княжением, кроме того, по матери он был внуком великого князя Тверского Бориса Александровича, а его жена была двоюродной сестрой супруги последнего тверского князя Михаила Борисовича. С другой стороны, Дмитрий Иванович был первым Рюриковичем, прошедшим обряд венчания на царство. Таким образом, использование изображения престола с короной как титулярного герба Тверского княжества служило историко-правовым обоснованием царской власти, наглядным воплощением легитимизации которой служила шапка Мономаха, в византийском происхождении которой не сомневались до второй половины XIX века [15] .

В целом можно говорить, что композиционное решение тверской эмблемы и её смысловое сходство с эмблемой новгородской, определенная тождественность этих двух изображений, преобладание сюжетов, которые можно толковать как христианские символы, свидетельствует о наличии определённой религиозной доктрины и стремлении выразить представление о царской власти с помощью символов многовекового церковного наследия, отражённого в христианском искусстве, Священном Писании и творениях святых Отцов. Идейным выразителем этой доктрины был митрополит Макарий, под непосредственным руководством которого возникла школа «царских живописцев». В системе символов, выражающих понятие о ранге, важнейшее место, которое занимало изображение головных уборов и престолов и их регламентированное употребление (корона царская или княжеская) свидетельствует об формировании представлений о подобном изображении как о коронационной эмблеме. Рассмотрение этимологического значения используемых для описания тверского герба терминов, говорит о сохранении за ними тех представлений о власти, которые были характерны для русского средневековья [16] .

XVIII век [ править | править код ]

В 1712 году в Российской империи были введены знамёна с территориальными гербами, созданные в Оружейной палате. Изображение тверской эмблемы было взято из «Титулярника», знамёна Тверского полка были зелёные, с изображением в верхнем углу, у древка, золотого трона, под короной [17] .

В ходе своей деятельности по составлению гербов российских городов герольдмейстер Ф. М. Санти разработал в том числе герб Твери, взяв за образец изображение на прапоре XVII века [18] , но из-за ссылки Санти этот герб остался лишь проектом. Следует отметить, что до XVIII века изображение короны на троне мыслилось как герб титулярного Тверского княжества, и лишь герб, созданный Санти, можно впервые без оговорок назвать гербом города Тверь.

В июне 1728 года Верховный тайный совет издал указ о введении нового образца полковых знамён с государственным и городским гербами. В 1729 году под руководством обер-директора над фортификацией генерала Б. К. Миниха и при участии художника Андрея Баранова (живописца А. Д. Меншикова) был составлен Знамённый гербовник. 8 марта 1730 года были утверждены новые гербы для полковых знамён. Герб для знамени Тверского полка имел следующее описание: «по-старому, на серебряном стуле подушка зелёная; на подушке корона княжеская золотая, поле красное» [19] .

10 октября 1781 года указом императрицы Екатерины II был утверждён герб Твери как административного центра Тверской губернии: «В красном поле, на зелёной подушке, золотая корона (старый герб)» [20] .

XIX век [ править | править код ]

8 декабря 1856 года был высочайше утверждён герб Тверской губернии: «В червлёном поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою» [21] .

В 1859 году был составлен проект нового герба Твери по правилам, разработанным Б. В. Кёне. Изображение в щите практически копировало геральдический рисунок герба губернии. Но вот щит стал увенчиваться царскою шапкою в виде венца Мономахова и был окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой [1] .

В 1882 году, в ходе геральдической реформы Б. В. Кёне, была составлена новая версия герба Твери: «в червлёном окаймлённом золотом щите на золотом двухступенчатом подножии такого же цвета трон без подлокотников с высокой спинкой; на сидении на лазоревой подушке с золотыми кистями — шапка Мономаха. За щитом положенные накрест два чёрно-золото-серебряных знамени, соединённые червлёной лентой» [1] . Этот герб остался неутверждённым и не был широко известен [22] .

XX и XXI века [ править | править код ]

В советское время герб Твери, в силу наличия в нём монархических символов, не использовался. В конце 1960-х годов известно о попытках создания герба г. Калинина, однако они закончились неудачно [16] . О советском гербе города Калинина начали говорить летом 1966 года. Зачинщиком стала популярная молодежная газета «Смена». В 1967 году Исполком Калининского горсовета объявил конкурс на герб города Калинина. В «Положении о конкурсе» было сказано, что в этом символе «в обобщённом виде должны быть отражены наиболее характерные особенности Калинина как административного, хозяйственного и культурного центра». Композиция герба могла быть любой, единственным и обязательным условием было включение в рисунок слова «Калинин». Предполагалось, что город должен был получить герб к 50-летию Советской власти. Первый тур конкурса не дал ожидаемых результатов, несмотря на то, что было представлено около 70 работ. Члены жюри с сожалением констатировали, что «. многие авторы по-настоящему не поняли своих задач, не изучили исторические материалы, законы геральдики, опыт работы над гербами других городов, наконец, не изучили или не поняли старинные гербы города Твери, их особенности и отличительные черты». Среди нескольких «удачных» проектов был проект герба, символика которого была двусмысленной. В красном поле гербового щита был изображен золотой козел (как утверждалось — «элемент старого тверского герба»), а внизу — синяя волнистая лента, изображающая реку Волгу. Над рисунком козла помещалась разъясняющая надпись: «Калинин» [23] .

Современный герб, основанный на гербе 1781 года, утверждён Решением Тверской городской Думы № 66 от 25 мая 1999 года, решением № 32 от 22 февраля 2000 года было изменено описание герба. 4 ноября 2010 года президент России Д. А. Медведев подписал указы о присвоении Твери почётного звания «Город воинской славы» [24] . В соответствие с рекомендациями Геральдического совета герб может изображаться с соответствующей городской короной, за которой положены накрест мечи [25] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector